Ольга Ильченко написала добротную такую статью для начинающих проект по описанию бизнес-процессов.
В результате родился такой-себе конспект.
1. Бизнес-консультант должен быть подчинен только лишь и непосредственно Генеральному директору.
2. Бизнес-консультант должен находиться на более высоком уровне управления, чем руководители подразделений, которым предстоит внедрять бизнес-процессы в своих отделах.
3. В самом начале запуска проекта описания бизнес-процессов необходимо поставить цели и задачи, определенные руководителем предприятия – владельцем всех процессов. Ни в коем случае нельзя «собирать конструктор» из задач, определенных руководителями подразделений. Естественным образом построится разрозненная картина, и набор стратегических целей компании так и не определится. Главный принцип стратегии – на чистом листе наметить путь развития предприятия и его глобальные цели, и подстраивать задачи подразделений под эту линию.
4. Если что-то не так по первым трем пунктам - не связываемся с таким проектом.
5. Перед тем как приступить к работе, я всегда спрашиваю у Заказчиков: «Зачем вам это нужно? Что именно должно случиться, когда мы построим нашу систему процессов?». Когда в ответ я слышу нечто вроде «я услышал, что существуют эдакие «бизнес-процессы» и понял, что мне это нужно (зачем? – ну… нужно!)», то моя задача предупредить о том, что с таким подходом в итоге получится лишь стопка регламентов.
Комментарий: стопка регламентов - это очень даже неплохой результат, скорее ничего не получится.
6. Заказчик и Консультант должны оценить, сколько весь процесс описания и внедрения потребует лично от Заказчика времени. Это крайне важно для корректного процесса утверждения и подведения итогов по результатам описания бизнес-процессов.
Так вот, если Заказчик не готов регулярно выделять время на обсуждение бизнес-процессов, то я считаю, что и затеваться с проектом не стоит, потому что это будет пустая трата времени и денег.
7. Заказчик и Консультант должны определить и оценить, какие существуют риски для благосостояния Компании от описания и внедрения бизнес-процессов, и какие трудности могут возникнуть, а так же определить пути решения основных предполагаемых проблем.
8. Заказчик и Консультант должны определить, в какой именно роли Консультант будет выступать в проекте описания бизнес-процессов. Есть два типовых подхода - консультант со стороны и штатный сотрудник.
9. На мой взгляд, достаточно эффективная система, особенно для малого и среднего бизнеса - это симбиоз Консультантов и Руководителей. Это тот самый путь, когда специалисты со стороны обучают ваших Руководителей правильно описывать процессы и на начальных этапах контролируют их работу. Связь двусторонняя - штатные специалисты также прибегают к помощи консультантов в сложных вопросах.
Комментарий: все отлично, если так оно и будет. Но руководители крайне редко по своему роду занятий и природе готовы систематически описывать процессы. Они должны возглавить и вести проект, участвовать в нем регулярно, но описывать - звучит фантастично.
10. Если Заказчик в принципе не готов к переменам (иногда существенным) в своей Компании, то работа по описанию и внедрению системы бизнес-процессов будет для него тяжким бременем.
В результате родился такой-себе конспект.
1. Бизнес-консультант должен быть подчинен только лишь и непосредственно Генеральному директору.
2. Бизнес-консультант должен находиться на более высоком уровне управления, чем руководители подразделений, которым предстоит внедрять бизнес-процессы в своих отделах.
3. В самом начале запуска проекта описания бизнес-процессов необходимо поставить цели и задачи, определенные руководителем предприятия – владельцем всех процессов. Ни в коем случае нельзя «собирать конструктор» из задач, определенных руководителями подразделений. Естественным образом построится разрозненная картина, и набор стратегических целей компании так и не определится. Главный принцип стратегии – на чистом листе наметить путь развития предприятия и его глобальные цели, и подстраивать задачи подразделений под эту линию.
4. Если что-то не так по первым трем пунктам - не связываемся с таким проектом.
5. Перед тем как приступить к работе, я всегда спрашиваю у Заказчиков: «Зачем вам это нужно? Что именно должно случиться, когда мы построим нашу систему процессов?». Когда в ответ я слышу нечто вроде «я услышал, что существуют эдакие «бизнес-процессы» и понял, что мне это нужно (зачем? – ну… нужно!)», то моя задача предупредить о том, что с таким подходом в итоге получится лишь стопка регламентов.
Комментарий: стопка регламентов - это очень даже неплохой результат, скорее ничего не получится.
6. Заказчик и Консультант должны оценить, сколько весь процесс описания и внедрения потребует лично от Заказчика времени. Это крайне важно для корректного процесса утверждения и подведения итогов по результатам описания бизнес-процессов.
Так вот, если Заказчик не готов регулярно выделять время на обсуждение бизнес-процессов, то я считаю, что и затеваться с проектом не стоит, потому что это будет пустая трата времени и денег.
7. Заказчик и Консультант должны определить и оценить, какие существуют риски для благосостояния Компании от описания и внедрения бизнес-процессов, и какие трудности могут возникнуть, а так же определить пути решения основных предполагаемых проблем.
8. Заказчик и Консультант должны определить, в какой именно роли Консультант будет выступать в проекте описания бизнес-процессов. Есть два типовых подхода - консультант со стороны и штатный сотрудник.
Комментарий: думаю имеет смысл расширить до определения технологии проведения проекта.
9. На мой взгляд, достаточно эффективная система, особенно для малого и среднего бизнеса - это симбиоз Консультантов и Руководителей. Это тот самый путь, когда специалисты со стороны обучают ваших Руководителей правильно описывать процессы и на начальных этапах контролируют их работу. Связь двусторонняя - штатные специалисты также прибегают к помощи консультантов в сложных вопросах.
Комментарий: все отлично, если так оно и будет. Но руководители крайне редко по своему роду занятий и природе готовы систематически описывать процессы. Они должны возглавить и вести проект, участвовать в нем регулярно, но описывать - звучит фантастично.
10. Если Заказчик в принципе не готов к переменам (иногда существенным) в своей Компании, то работа по описанию и внедрению системы бизнес-процессов будет для него тяжким бременем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий